Воск (Земледельческая газета 1837-38 годы)




Воск

Воск, по химическому составу, многими принимается за сгущенное масло. Г. Ион принимает его состоящим из одного вещества жидкого и другого твердого, как и все жирные вещества. В природе воск находится в великом изобилии: он есть главная составляющая часть цветочной пыли (du pollen) всех цветков на растениях; находится так же в виде инея на верхней кожице слив и других плодов, на листьях капусты и, вероятно, многих других растений.

Обыкновенно в употреблении у нас находящийся воск приготовляется пчелами в их ульях, о котором теперь предполагаем говорить: однако не худо знать, что его можно получать и прямо из царства растительного, а не через пчел.

Мирика (Myrica urifera), дерево, растущее в Соединенных Американских Штатах в области Луизиана, производит на своих ягодах в значительном количестве воск, откуда он извлекается следующим образом: смявши эти ягоды, кладут в кипящую воду, от теплоты воск топится и всходит на поверхность жидкости; его собирают ложкой, и процедив сквозь полотно, посредством охлаждения отделяют от воды. Четыре части, по весу ягод, могут дать одну часть воску. Находится воск так же и на ягодах других пород сего дерева: Myrica angustifolia, latifolia и cordifolia; впрочем он некоторыми свойствами отличается от обыкновенного воска и требует точнейших химических, сравнительных исследований.

Но пчелы совсем не ищут готового воска на плодах или на листьях растений, даже не берут с готового куска, если бы он лежал перед их ульем. Они собирают только мед и цветочную пыль с цветов, и приготовляют воск уже процессом внутренней своей жизни, и из этого воска строят соты. Наблюдая прилежнее за трудолюбием их, конечно не дойдешь до противного заключения, то есть, чтобы они собирали воск готовым с цветков, как об этом прежде думали. Известный опыт Губера: что пчелы, кормленные одним только сахаром, разведенным водою, производили воск, достаточен решить всякое в этом случае сомнение. Такое приготовление воска вероятно много способствует пчелам к правильности устроения своих сотов, состоящих всегда из шестисторонних ячеек, сомкнутых между собою сторонами и основаниями. Соты, вскоре по устроении, бывают цветом белым, но когда в ячейках их выведутся молодые, то их цвет переменяется в бурый. Вообще соты в ульях служат: для гнезда самих пчел для воспитания молоды, и наконец для содержания запасной пищи меду. Некоторые называют сотами собрании этих ячеек уже наполненных медом.

Замечательно, что у шмелей и ос, которые так же, подобно пчелам, обитают маленькими обществами, соты не воскового но какого то бумажного вещества. Шмелиные соты преимущественно образуют детки во время своих превращений, и ячейки их отличаются круглыми кувшинообразными формами. Так называемая шмелиная матка. Весною, сыскавши себе гнездо где-нибудь в строении, в норе, или просто на лугу, сначала делает одну ячейку из вещества смолистого, называемую узою, наносит в эту ячейку хлебины, а в хлебину кладет свои яички, все в одно место. Из яичек вскоре образуются червячки, при неусыпной заботливости о них своей матери, которая по ночам согревает их своею теплотой, а днем собирает им пищу – хлебину. По мере возрастания червячков, каждый из них, действие своей жизни, образует около себя ячейку; и таким образом помещение их само собою расширяется, до известного предела. Пока им надобна пища, они ее получают из общего центра, потом, превратившись в куколку, совершенно себя закрывают, с тем. Чтобы через несколько дней выйти настоящими шмелями и составить маленькое семейство. Ячейки, из которых шмели вывелись, будут у них сотами; шмели наполняют их медом, к ним приклеивают опять запасы из хлебины, в хлебину матка кладет яички, умножает семейство, и так далее до осени. Осенью семейство разлетается; самцы, оплодотворивши маток, умирают, а матки сохраняют себя в продолжение зимы до следующего лета. Наблюдения над шмелями, по мнению моему, могли бы пояснить многие тайны пчелиных обществ, и шмелей можно сделать почти ручными: это я знаю из опыта.

Воск из новых пчелиных сотов, или очищенный, цветом бел, немного легче воды, ломок, не имеет вкуса и почти без запаха. В воде не растворяется, горит ясным пламенем. Неочищенный белится, как льняная или бумажная материи, в окружающем его сыром воздухе, или действием хлора. Он растворяется в малой пропорции в эфире и в теплом спирте; в масле же и сале он совершенно растворяется. Он может составлять мыло с поташем и содою.

Ди. Нбб.

13 сентября 1837 . Владимир на Клязме

Замечание о пчелином воске.

В статье Г. Нбб., о воске, помещенной в № 83 Земледельческой газеты 1837 года, на странице 660 сказано: «замечательно, что у шмелей и ос соты не воскового, но какого –то бумажного вещества..».

Соты у ос точно какого-то бумажного вещества, но у шмелей они из такого же воска, как и у пчел. Мне случалось много раз находить их гнезда, выламывать мед, а воск, по выжатию из него меда, растирать в руках; он так же в тепле мягок, и твердеет от холода. Разница только в чистоте: у пчел воск, особенно тот, в котором детка еще ни разу не выводилась, бела и чиста, а у шмеля серовата или темно-серая; впрочем сыроватость его происходит, вероятно, от пыли и примеси других веществ; это ощутительно, когда положить его на зубы и пережевывать. Таков он у шмелей, которые свои гнезда устраивают в земле; и не мудрено: вползая в гнездо по пыли, они примешивают или сорят пыль с ног на воск; но у тех, которые устраивают, свои гнезда в ковыле и в свитой ими из травы оболочки, или в соломе и хлебных одоньях, я всегда находил воск гораздо чище, но все не белый, а желтоватый.

Это замечание основано на многократных, сделанных мною опытах. Передаю его во всеобщее известие; может быть другие наблюдения еще более раскроют истину в этом любопытном предмете.

А. Леопольдов

Саратов, 15 ноября 1837 г.