Толки о кавказской пчеле 1881 года

На Эрфуртском съезде пчеловодов в 1881 году

На последнем съезде германско-австрийских пчеловодов в г. Эрфурте был возбужден вопрос о достоинствах кавказской пчелы. Большинство референтов по этому вопросу совершенно забраковало эту породу пчел, как не имеющую никаких преимуществ перед другими и даже стоящую ниже по рабочим качествам. Гильберт, германский пчеловод, и г. Янсен, из Петербурга (оба они уже третий год имеют на своих пасеках кавказскую пчелу), нашли, что единственное ее достоинство – чрезвычайная кротость. А о недостатках высказались так: кавказская пчела чрезвычайно подвижная и трудолюбивая, но результат всех ее стараний и трудов к концу лета – пустой улей, так что меду едва хватает на перезимовку. Гильберт и многие другие германские пчеловоды советуют не выбрасывать понапрасну трудовую немецкую копейку заграницу для приобретения никуда негодных пчел.

Другие мнения

Однако же, и на съезде нашлись люди, давшие благоприятный отзыв о кавказской пчеле. Так, Дате сообщил, что в течении двух лет он достиг от кавказских пчел (у него уже несколько десятков ульев их) прекрасных результатов. А Дзержон и Фогель советовали воздержаться о всяких окончательных суждений о достоинствах и недостатках кавказских пчел. Находя, что мы еще слишком мало ознакомились с этой породой. При этом, Дзержон напомнил собранию, что итальянская пчела, которая теперь признана одною из самых лучших, при первом появлении ее в Германии тоже имела очень много противников.

Очень странным показались мне суждения Гильберта, Янсена и других пчеловодов. Не понимаю, как может пчела чрезвычайно трудолюбивая, подвижная, в конце лета иметь порожний улей? Хотя я и новичок в пчеловодстве, а Гильберт и Янсен имеют за собой долголетнюю практику, однако думаю, что причина маломедности кавказской пчелы на их пасеках не вполне зависит от качеств самой пчелы.

Сообщаю здесь мои наблюдения над работящестью кавказской пчелы: в прошлом году, при выписке итальянских пчел от Гинтера из Германии, я выписал от него же одну семью кавказских, полученных им из России при посредстве вольного экономического общества. Что касается сбора меда, то я совершенно доволен кавказскою пчелою, но у меня она оказалась чрезвычайно раздражительной. Это относится как к выписной семье, так и ко всем происшедшим от нее. Но я полагаю, что присланные мне матка, вероятно, не совершенно чистой крови. По наружному виду она совершенно сходна с кавказскою пчелой, судя по описанию, сделанному проф. Бутлеровым, и сходна с теми, которых я видел на выставке в Эрфурте.

Мое личное мнение тоже такое, что следует пока избегать всяких окончательных суждений о достоинствах и недостатках кавказской пчелы. А нужно поближе и получше ознакомиться с нею. Когда уже она будет на наших пасеках несколько годов,  хороших и плохих, холодных и теплых. Тогда только возможно без ошибки признать ее годною или незаслуживающей внимания.

Полтава, 6-го ноября 1881 года, В. Когоут