Оживление пчел (две статьи из Земледельческой газеты за 1837 год)
из № 26 за 1837 год
“Оживление замерзших пчел”
На днях я был свидетелем прекрасного случая оживления пчел, и вот каким образом. Ближайший мой сосед и родственник, А. Л. К., имея у себя несколько ульев пчел, в зимнее время сохраняет их в подвале собственного своего дома. 5 числа этого месяца я был у него; он в этот день осматривал своих пчел. При осмотре, в одном улье пчелы оказались мёртвыми, между которыми была найдена и матка. Оставшиеся в улье соты вырезали, а пчел выгребли; ими наполнилось обыкновенное решето, немного не сполна. Улей был очень силен. Доходя гадательно до причины погибели пчел, нельзя было приискать иной, кроме той, что они погибли от холода (улей стоял близко к двери). Поэтому сделали попытку, нельзя ли их отогреть, и решето с пчелами поставили на теплую лежанку в комнате. Действительно ожидание оправдалось.
Не более, как через час, показалось несколько пчел оживших, между ними была и матка; она из первых оказала признаки жизни, сперва движение ног, потом, постепенно оживавши, приняла свое природное движение, как должно.
Матку посадили в маточник, как-то бывает при роении пчел. Короче, в течении двух или трех часов, пчелы ожили почти все. Взяли другой улей, в котором оставалось несколько сотов без меда, от улетевшего летом роя. Весь оживший рой был в него убран и для пищи поставлено на блюдечке несколько меда. Это происходило в ночи. По утру пчелы были осмотрены, и найдены веселыми; меда на блюдечке не было. После чего поставили меда полное блюдечко, и через день не осталось ни капли.; мед весь был перенесен в голову. Им поставили еще меда, и убрали улей в другое место потеплее.
Я сего дня видел этих пчел: они совершенно здоровы и веселы.
Уведомляя редакцию Земледельческой газеты, я уверен, что ежели она найдет наблюдение мое полезным, то непременно сообщит любителям пчеловодства виденный мной случай оживления пчел, а ежели кому из пчеловодов удастся описанный мною способ употребить с пользою, то я буду вполне утешен тем, что для пользы общества «и моего хоть капля мёду есть!»
Помещик Н. Мрнъ
9 Марта 1837 года
Новгородской губернии Демянского уезда
из № 41 за 1837 год
“О оживлении умерших пчел”
Небольшой пчелиный мой завод зимовал у меня в выходе теплом и сухом. Во время зимы я часто осведомлялся, все ли живы: постучу в них, на стук мой пчелы всегда отзывались гулом. Это продолжалось до половины марта нынешнего 1837 года. Раз, по прошествии недели, наведываясь, я нашел, что один улей не отвечал мне на мой стук; открыл его, и нашел пчел мёртвыми. Велел внести улей в жилой покой; соты и мед вынул; меду в нем было довольно. Умершая пчела вся была на дне улья; я бережно вымел ее на поднос, оставил в теплой горнице, где тепла было постоянно около двадцати градусов по Реом. термометру. Несмотря на сие, ни одной пчелы не ожило. Надобно заметить, что в этом улье, в свое время, голова была выломана, потому, что уза была очень черна; а как силы в нем было не слишком много, то он и не успел занести оной. К низу, он был тоже не до тла. Полагаю – холод вкравшийся погубил пчел, а может быть и сосновый улей холодный был причиной гибели пчелы. Остальные ульи все вышли на выставку живы; но у каждого из живых, на дне улья, была так называемая постель, т. е. часть умерших пчел. Бережно я вынул пчел, рассыпал их на чистую бумагу и поставил на солнце; это было 9 апреля; день был прелестнейший теплый, ясный и тихий. Смотрю, через несколько минут многие пчелы стали шевелиться, потом ползать, наконец летать, и все ожившие мало по малу убрались в ульи. Впрочем не все пчелы ожили; часть онных осталась в мертвенном состоянии, и ни теплота солнца, усилившаяся к полудню, ни искусственная натопленной печке, не могли возбудить их к жизни.
В 26 № Земледельческой Газеты за 1837 год помещена статья, под названием: Оживление замерших пчел. Факт, мною замеченный, имеет с нею разницу. Я передаю его во всеобщее известие не с тем, чтобы опровергнуть факт Г. Мрна своим: его и мой справедливы; разница во времени. Если пчеловод вовремя станет оживлять умершую пчелу, она воскреснет; пройдет пора, организм пчел повредится, и тогда уже никакая теплота не возбудит их к жизни. Не тоже ли бывает с людьми замершими, утопшими и т. п.? Это закон природы.
А. Леопольдов
17 апреля 1837 года, Саратов
Читать другие статьи в разделе “Сборник статей из старинных журналов и газет связанных с пчеловодством.”