Образцовая пасека общества акклиматизации
О образцовой пасеке общества
Бывшая в прошлом 1875 году выставка пчеловодства и шелководства в Москве, по случаю десятилетнего существования образцовой пасеки и червоводни общества акклиматизации, познакомила ближе с состоянием этих учреждений.
Выставка, кроме своей прямой цели – указать на своевременное состояние этих отраслей в нашем государстве, послужила как бы и толчком к улучшению самых этих учреждений. Прежде деятельность их не имела строго определённого характера. Общество первоначально занялось реорганизацией червоводни и нашло более целесообразным поместить это учреждение в Москве. Теперь червоводня находится в московском зоологическом саду, где предположено в скором времени устроить также шелкоразмоточную. Образцовая же пасека осталась на прежнем месте, в Измайловском зверинце. Но и в ней многое изменилось с начала настоящего 1876 года 27 минувшего июля.
Заседание отдела беспозвоночных общества акклиматизации
По случаю празднования одиннадцатой годовщины пасеки, было торжественное заседание отдела беспозвоночных общества акклиматизации. Сообщения сделанные во время его, ознакомили присутствовавших с прежним и настоящим состоянием пасеки, а так же и с преобразованиями, предстоящими в недалеком будущем.
Доклад председателя отдела беспозвоночных А.Н. Маклакова
Заседание открылось краткой речью председателя отдела беспозвоночных А.Н. Маклакова. В этой речи указано было:
«Пасека в прежнее время существовала для общества акклиматизации только номинально, оно знало, что у него есть образцовое пчелиное хозяйство, но общество никогда не могло вникнуть в действительную жизнь учреждения. Потому пасека находилась в полном заведывании Г.А. Александрова, ограничивавшегося только краткими ежегодными отчетами. Бывшая в 1875 году выставка пчеловодства обнаружила всю несостоятельность такого ведения дела. Общество решило быть ближе к своему учреждению, приняв в нем более прямое участие. Г.А. Александров, по болезни, отказался от дальнейшего участия в делах пасеки, и общество поручило заведывание ее члену В.Н. Лепешкину.
В заключение своей речи, председательствующий заметил, что г. Лепешкин, приняв на себя заведывание пасекой, нашел уже подготовленную почву для дальнейшей деятельности, так как пчельник в течении своего существования успел запастись многим. Теперь требуется лишь более разумная группировка приобретенного.»
Доклад заведывающего пасекой В.Н. Лепешкина
Самым существенным сообщением была речь заведывающего пасекой В.Н. Лепешкина, передающее без сокращений, за исключением некоторых частей, не имеющих прямого отношения к пасеке.
«Обществу нашему угодно было избран меня заведывающим образцовой пасекой, и я глубоко ценю эту честь. Равно как порученное мне дело, которому я всегда был предан с любовью. Мне приходится только сожалеть, что краткость времени моего участия в делах пасеки не позволила мне к настоящему дню, годовщине нашего учреждения, представить вам, какие-либо существенные плоды моих посильных забот о пасеке.
Времени было так мало, что оно поглощено было одним ознакомлением с настоящим положением пасеки, с целью обнаружить в ней те пробелы, которые требуют немедленного пополнения. Эти изыскания убедили меня в необходимости изменения настоящей организации пасеки.
О недостатках пасеки
Пасека страдает тем крупным недостатком, что удалена от мира практиков-пчеловодов, которым она в сущности всецело должна была служить. Пасека, оставаясь до сих пор как бы особняком, служила образцовым учреждением для любителей и только изредка для практиков. Последние могли пользоваться результатами пасеки только тогда, когда они лично ее посещали и вникали в ее деятельность.
Пасека жила как бы сама для себя, для своих личных целей. Между тем как главное ее назначение – служить интересам отечественного пчеловодства и отзываться на нужды пчеловодов практиков, как известно, сильно нуждающихся в разумном указании и нравственной поддержке В настоящем случае я могу только указать на ту начертанную программу действий, которой я намерен следовать при содействии нашего общества и его отдела беспозвоночных. Программа эта еще не выработана окончательно, но она, по всей вероятности, не отпустит от своих главных оснований.
К образцовой пасеке
Образцовая пасека будет служить учреждением, в котором практическая и научные части пчеловодства должны будут идти нераздельно для пользы дела. Практическая часть найдет себе выражение в чисто коммерческом отделении пасеки, отведенном под один известный ряд систем ульев с пчелами и которое представит собой пчелиное хозяйство на строго экономических началах. Этот отдел будет указывать на хозяйственные стороны дела, научит желающих, так сказать, практике пчеловодства на основании добытых данных. Хозяйственная часть будет иметь свои журналы, книги, которые в конце каждого года дадут отчет и обнаружат большую или меньшую выгоду этого предприятия.
Такое хозяйство, могущее только упрочить пчеловодство, как промышленную отрасль, не может двигать в тоже время научную сторону дела, без которой пчеловодство не может прибегнуть ни к каким улучшениям и усовершенствованиям. Образцовая пасека должна преследовать и эту цель, и поэтому она должна будет иметь другое отделение – род пчеловодственной станции, на которой будут производиться различные опыты, с целью определения большей или меньшей выгодности применения того или другого практического приема, пригодности того или другого улья и пр. Чисто научным исследованием должно быть также отведено место, как предмету, знакомящему нас с жизнью пчелы, без знания которой едва –ли возможно правильное решение дела. Этого мало.
В практическом мире пчеловодства встречаются нередко вопросы, решение которых не под силу практикам, поэтому при нашем отделе беспозвоночных должна быть организована постоянная комиссия для решения таких вопросов. Равно как при пасеке склад необходимых предметов по пчеловодству, которые будут предлагаться за плату желающим пчеловодам. Только при такой организации возможно будет пасеке оказать существенную услугу отечественному пчеловодству и ей возможно будет упрочить собственное положение, как образцового учреждения. Начало всему этому, не смотря на кратность времени, уже сделано.
Что нового сделано на пасеке
Основание практическому отделу пасеки положено мною собственными ульями в числе 80, системы Долиновского, которые представлены по правой стороне пасеки. С левой же стороны собраны все ульи пасеки, различных систем, которые посвящены различным наблюдениям. Из последних в настоящее время введено определение ежедневного взятка в ульях различных систем при одинаковых, по весу пчел, семействах. Кроме того, наблюдается изменение температуры в ульях как утром, так и вечером.
О музее пчеловодства
Более подробные сведения об этих исследованиях сообщит в настоящем заседании сам исследователь, г. Насонов. Поэтому я не останавливаюсь на них и закончу тем, что давнишние желания общества относительно устройства музея при пасеке также, на сколько позволяли имеющиеся коллекции по пчеловодству, осуществлено. В бывшем павильене выставки собраны в систематическом порядке коллекции и предметы, пожертвованные обществу. Они были сгруппированы мною при содействии В.Д. Левинского. Далее по отношению к доставлению пчеловодам, по их требованиям, необходимых принадлежностей пчеловодства, пасекою уже так же положено начало. Напечатаны прейс-куранты продаваемых и изготовляемых пасекою вещей, и они разосланы в ученые общества, имеющие отношение к нашему учреждению, а также многим пчеловодам.
Вообще пасека и впредь считает полезным делать подобные сообщения, чтобы таким образом указать нуждающимся на то учреждение, которое может удовлетворять их требованиям.»
Речь была принята собранием весьма сочувственно. Продолжение заседания состояло в изложении доклада студента г. Насонова, относительно исследований, произведенных им на пасеке в течении июня месяца настоящего года.
О зачатках науки
Дело в том, что в настоящее лето на пасеке, по просьбе проф. А.П. Богданова, заняты зоологическими работами трое студентов при зоологическом музее университета. Один из них – г. Тихомиров – занимается изучением развития обыкновенного шелкопряда, другой – г. Марциновский – вообще энтомологическими работами и наконец, третьи – г. Насонов – развитием пчелы. Помимо этих, чисто научных, исследований, г. Насонов, по просьбе г. Лепешкина, принял на себя наблюдения над достоинствами некоторых систем ульев.
Долиновский против Борисовского
Наблюдения эти состояли в определении ежедневного взятка в каждом улье и изменения в них температуры. Предварительно наблюдения производились над ульями двух систем: Борисовского и Долиновского. В эти ульи было посажено одинаковое по весу количество пчел, а для определения температуры повешены были внутри термометры. Причем температуры наблюдались три раза в день: утром, в полдень и вечером. Оказалось, что самая большая температура была в обоих ульях в полдень, а самая меньшая – утром. Кроме того, найдено, по отношению к двум указанным ульям, что в улье системы Борисовского температура утром выше, а в полдень ниже, чем в улье системы Долиновского. Что же касается количества взятка, то в улье Борисовского его было меньше (18 ф.), чем улье Долиновского (21 ф.). Наблюдения относительно взятка решено повторить в течении двух-трех месяцев, так как результаты г. Насонова совершенно противоречат результатам, полученным в течении двух лет г. Борисовским.
Далее произведены были взвешивания ульев: Александрова, Долиновского и простой колодки. Самый большой взяток за месяц (июнь) был в улье Долиновского (1 п. 26 ф.), Александрова (1 п. 24 ф.), а самый меньший в колодке (1 пуд). В улье Александрова 16-го июня прибыло 10 ф., а в других по 7 ф.
Наблюдения над жизнью пчел производились при помощи наблюдательных ульев, которые поставлены в рабочих комнатах наблюдателей.
Прочие доклады
Кроме доклада г. Насонова, прочитан был краткий критический разбор отчета пчеляка Мокиева, который в течении трех лет записывал свои наблюдения на пасеке кн. Горчакова, в Калужской губернии. Эти наблюдения касались: температуры воздуха каждый день (утром и в полдень) по отношению влияния ее на больший или меньший вылет пчел. Медоносных растений, с которых пчелы брали взяток, смотря по времени года и пр. Сообщение это было сделано В.Д. Левинским.
В заключение заседания А.П. Богданов указал на важность упрочнения научных занятий при пасеке и находил, что подобные работы только тогда окрепнут, когда между отделом беспозвоночных с одной стороны и зоологическим музеем университета и отделом прикладной зоологии политехнического музея – с другой будет более связи. Такая связь, по мнению профессора, не предполагает мысли о каком-либо подчинении одного учреждения другому. Наоборот – общность интересов вызовет больше деятелей и успешнее подвинет дело вперед.
После заседания члены осматривали пасеку и вновь сгруппированный пчеловодственный музей. Подробности откладываю до другого раза.
Вл. Л-ский