Отношения пчеловодства с другими отраслями сельского хозяйства (Земледельческая газета 1835 год)

О взаимных отношениях между пчеловодством и другими отраслями сельской промышленности.

Пчеловодство, подобно каждой отрасли промышленности, имеет свои пределы и законы, которых не всегда можно нарушать по произволу. Кто на пространстве 10 верст разводит 4000 ульев, не посеяв на нем цветов, изобилующих медовой жидкостью, тот очевидно подвергает пчелу недостатку корма в неблагоприятное для пчеловодства время. Из сего следует, что для доведения пчельного хозяйства до той степени, чтобы каждый год оно могло давать более дохода, надобно так обделывать наши поля, чтобы на них обильнее произрастали цветы, содержащие в себе медовую жидкость. Опытный хозяин, разводя деревья и цветы, в особенности должен обращать внимание на те из них, которые двойную доставляют пользу. Так, например из репного семени добывается масло, и в цветах его находится множество меду; плодовые деревья летом доставляют нам плоды, а весною изобилуют медом, который пчелы собирают с жадностью.

Многолетние опыты убеждают нас в том, что пчеловодство удается лучше на таких местах, которые уже обработаны земледельческими орудиями; а как сбыт земледельческих произведений бывает затруднителен, самое же земледелие требует значительных издержек, то посему одну часть доходов, доставляемых нам пчелами, мы должны обращать в усовершенствование пчельников, а другую на улучшение полей, лугов, садов и т. п.

Присмотрщик за пчелами, незнающий никакого ремесла и приставленный к небольшому числу ульев, теряет много времени, которое мог бы употребить с пользой. Для сего, и чтобы не оставлять без дела присматривающих за пчелами, одному человеку должен быть поручен надзор не менее как за 150 ульями, а в лесных местах за 50 бортями, разбросанными на некотором пространстве. Полезно так же употреблять для подобного надзора и людей, знающих какое либо мастерство могущих заниматься им в самих пчельниках. Такие люди в продолжение всей зимы и части весны, лета и осени, могли бы в свободное время ремеслом своим доставлять себе посторонний доход, который, вместе с получаемой от хозяина платою и прочим содержанием устранял бы и поводы к воровству и продаже роев. Кто не может иметь ремесленников, тот должен присмотрщику за пчелами назначить огород, сенокос и кусок земли возле пчельника, дабы, во время свободное от занятий около пчел, не праздновал; ибо от праздной жизни большей частью происходит пьянство и воровство.

Хорошо устроенное пчельное хозяйство могло бы способствовать к усовершенствованию и земледелию и других отраслей сельской промышленности; ибо часть доходов, получаемых за медом и воском, и превышающих местами доходы от продажи хлеба, можно было бы обращать на закупку и составление земледельческих орудий, на приобретение скота, лошадей, плугов и т. п.

О количестве доходов, которые доставляет нам хорошо устроенное пчельное хозяйство.

Обстоятельства, с коими сопряжены доходы в пчеловодстве.

Собственные мои многолетние опыты и мнение отличных пчеловодов убеждают меня, что хорошо устроенное пчелиное хозяйство может доставлять значительные доходы, превышающие употребленный на него капитал. Количество сих доходов бывает относительное. Главнейшие условия умножения доходов суть следующая: время, более или менее благоприятствующее пчельным произрастания; местоположение и выбор его для пчельника; доброта пчел; опытность в торговых делах, и люди, употребляемые для присмотра за пчелами.

Время. Вообще можно сказать, что иное лето бывает столь хорошо и благоприятно для пчел, что пчельники, находящиеся в самом дурном положении, более доставляют доходов, нежели те, коих положение и устройство хотя и лучше, но коим не благоприятствует время. Разница сия, происходящая от времени, чувствительна бывает для пчеловодов в продолжение нескольких лет, и посему малодушные и неопытные хозяева оставляют пчелиные свои заведения. Но если терпение нужно во всякой отрасли хозяйства, то, тем необходимее оно в пчеловодстве, где издержки и доходы считаются не по годам, а по сложности нескольких лет, иногда десяти и более.

Место. Выбор места составляет одно из главнейших условий пчелиного хозяйства, если желаем извлекать из него значительные доходы. В сем выборе столько происходит затруднений, столько мелочных обстоятельств имеют на него влияние, что даже самый отличный пчеловод не в состоянии иногда с точностью определить, хорошо ли избранное для пчельника место. Это зависит более от опытности, приобретаемой только временем. О признаках, по которым можно узнать, удобно ли для пчельного заведения избираемое место, будет подробно сказать в своем месте; здесь же только о том я должен упомянуть, что неудачно избранное для пчельника место, бывает причиною неисчислимой потери.

Качество пчел. Мы должны стараться разводить превосходных пчел, подобно тому, как заботимся иметь лошадей отличной породы и других животных в сельском хозяйстве необходимых.

Опытность в торговле. Купца занимают одни только барыши: в пчеловодстве должен держаться того же правила.

Выбор людей для присмотра за пчелами. Присматривающие за пчелами должны любить это насекомое, и иметь возможное об нем попечение. Они должны быть людьми рачительные, расторопные, имеющие некоторые познания на опыте основанные, а более всего верные, не ленивые и хорошего поведения.

Устроенные на сих условиях пчельники, без сомнения, принесут существенную пользу и могут дать годового дохода не только сто на сто, а даже и более, особливо по прошествии нескольких лет. Столь значительный доход получается не вдруг, и должен считаться не по годам, а следующим образом: капитал, израсходованный на заведение и содержание пчел в хорошо устроенном пчельнике, в местах самых благоприятнейших, доставляет такой доход (сто на сто в год) только по сложному счету шести лет сряду. Для того надобно шестилетние доходы с воску и меду свести в общий итог, к сей сумме прибавить то, что получено за ульи, с роями проданные, оцененные и для расплода оставленные или прибывшие после роения; из общей затем суммы исключить расходы на содержание пчельников в продолжение означенного времени, и тогда окажется, что ежегодный доход составляет сто на сто. В хорошем местоположении сей самый доход окажется по прошествии семи, в посредственном после восьми, а в другом после десяти лет.

О доходах в обыкновенном пчелином хозяйстве.

Находящиеся в лесных местах, и в хорошие годы размноженные пчелы, без надлежащего об них попечения в неблагоприятное время большей частью погибают.

Это происходит от недостатка необходимых в пчеловодстве сведений; ибо не довольно, чтобы хозяин извлекал пользу от пчельного своего заведения в благоприятное тому время, надобно также, чтобы он умел поддерживать его и в критическое для пчел лето. В степных местах, не смотря на незнание хозяев, каким образом должно содержать пчел, это насекомое размножается весьма хорошо и приносит значительные доходы. Причиною сему то, что в степях обыкновенно употребляются ульи бездонные и небольшие затворные, которые хотя и не лучше других, однако, по своей легкости, удобнее могут быть переносимы с места на место, и рои сохраняются в них лучше, нежели в колодах; количество же меду и воску получается из них тоже самое, какое и из сих последних.

Пчелиный рой, собранный в бездонный или небольшой затворный улей, по прошествии трех, четырех и не более пяти лет, убивается. Хозяева делают это для того, чтобы предупредить двойную потерю пчел и меду, ибо рой, употребив в последствии оставленный в улье для прокормления его мед и не имея чем далее пропитаться, должен был бы сам собою погибнуть.

Таким образом истребляется ежегодно чрезвычайное число пчел; но не смотря на это, пчелы в означенных ульях сохраняются удачно, ибо часть их, оставляемая для расплода, столь обильно роится, что иногда из одного улья выходит в одно лето до восьми роев; случается даже, что рой, вновь вышедший, в то же самое лето производит еще один рой. Такого сильного роения не бывает в колодах или бортях. Самые превосходные рои, принужденные обитать в столь неудобном для них жилищах, роятся редко, ибо в них всегда остается довольно места для пчелиных работ. У меня есть одна колода превосходных пчел, из которой уже десять лет не вышло, по сей самой причине, ни одного роя, и хотя она доставляет мне всегда меду и воску более, нежели другие ульи, но за всем тем несколько малых ульев, из которых могло бы выйти десять роев, доставили бы еще гораздо более. Колоды имеют и то важное неудобство, что будучи слишком обширны, не дозволяют пчелам хорошо зимовать в них, и что собранные в них рои трудятся не охотно и часто умирают с голоду.

При всей, однако удобности малых и бездонных ульев, убийство пчел делает большой вред хозяйству. Иностранцы и наши породные пчеловоды опровергают сей способ, который до тех пор трудно будет искоренить у нас, пока хозяева не ознакомятся совершенно с улучшенными средствами размножения и сбережения пчел.

Читая иностранные книги о пчеловодстве, сперва я удивился, что сия отрасль усовершенствованного хозяйства доставляет чрезвычайные доходы и старался поверить это собственными моими опытами. Долголетия наблюдений убедили меня, что такие доходы хотя иногда в книгах и преувеличиваются, однако нельзя сказать, чтобы они большею частью не были и основательны.

Устройство пчельников и улучшения в пчельном хозяйстве ручаются нам за надлежащий успех в том.

Посещавши долгое время и в разных местах пчельные заведения, я убедился, что пчельники, принадлежащие помещикам, по многим причинам находятся ныне в самом дурном положении. Из дотаточнейших владельцев едва сотый обращает внимание на этот источник доходов, тогда как бедный класс сельских и пригородных жителей, старательно им занимаясь, приобретает значительные доходы. Из сего легко заключить, откуда происходит значительная разница в доходах, получаемых от разведения пчел первыми и последними. Мне еще не случилось слышать, чтобы хозяева из низшего класса людей жаловались на бесполезность заведенного ими пчеловодного хозяйства, тогда как богатые люди, не вникая в причины, препятствующие к извлечению из него пользы, не только жалуются, но и не верят, чтобы пчельники могли приносить значительные доходы.

У помещиков пчельное хозяйство ныне вовсе не завидно, ибо и в посредственные годы едва может вознаграждать употребленные на него издержки.

Причиною сему то, что достаточнейшие владельцы, не понимая, до какой степени может быть доведена сия отрасль промышленности, совершенно не обращают на нее внимание, и извлекая значительную пользу из хлебопашества, скотоводства и т. п., не хотят изыскивать других источников для умножения своих доходов. Напротив того, угнетаемый нуждою бедный поселянин, или ремесленник, дорожа и малейшим доходом, не пренебрегает ни чем, что может ему доставить ничтожную даже прибыль. Он сам смотрит за своим хозяйством и не доверяет наемным людям, подобно богатому владельцу. Посему нельзя здесь ставить в пример владельческих пчельников и выводить из них заключение о доходах, а надобно для сего принять в соображение пчельники хозяев, менее достаточных. Приложенная к сей книге таблица, заключающая подобные сведения о доходах, которые в продолжение шести лет доставляет пчельное хозяйство, покажет читателям, каких требует издержек и какую приносит  сия отрасль промышленности и убедить, что в невыгодном местоположении, дабы получить хозяину капитал, употребленный на пчел, надобно ждать несколько дольше, нежели в таком месте, которое благоприятствует размножению и сбережению сего насекомого.

Оборотливые хозяева доводят свои пчельники до удивительной степени совершенства и получают чрезвычайные доходы. Часто случается, что поселяне, разведя из нескольких ульев, множество пчел, получают пятьсот процентов, и на десяти десятинах земли содержат до 1000 ульев; между тем владелец той же деревни едва имеет сто ульев на пространстве 15000 десятин. Столь неуранительная разница происходит от причин вышеизъсненных. Тысячу ульев можно поместить в двух или трех пчельниках, занимающих небольшое пространство земли; обведение забором или окопание рвом стоит немного; зимовье пчел и содержание их летом не требует великих трудов; роение продолжается только четыре недели, и во время его с 9 часов утра до 5 пополудни в хорошую только погоду должны наблюдать за роями, прочее же время можно употреблять на другие занятия. Праздничный день предназначается для осмотра пчел; перед роением и после него сам хозяин должен находится в одном пчельнике, а в другом может быть наемный человек, к которому, в помощь для поверки, приставляется сын или дочь, на тот конец, дабы не было злоупотребления, как это обыкновенно водится в помещичьих пчельниках. Перевозка меда и воска стоит не много и происходит после окончания озимых посевов, а потому в земледельческом хозяйстве нет никакого убытку от того, что хозяин отлучается от дому.

О доходах в усовершенствованном пчельном хозяйстве.

Выше показано, что обыкновенное, хорошо устроенное пчеловодство доставляет нам значительные доходы; но такие доходы умножаются еще более, когда сия отрасль хозяйства устроена по новой методе. Вся разница между прежним обыкновенным и нынешним усовершенствованным пчеловодством состоит в следующем: 1) по основаниям нынешнего пчеловодства, не должны убивать роев, собранные в усовершенствованные ульи моего изобретения, хотя бы в них обитали пчелы чрезвычайно долгое время. Сие сбережение пчел способствует к размножению их. 2) Рои, собранные в такие ульи, роятся или не роятся, смотря по надобности. В первом случае умножается число роев, а в последнем пчелы доставляют более меду и воску. (Оба сия обстоятельства совершенно не зависят от воли пчеловода, употребляющего ульи не такие, какие мною изобретены.) 3) Из десяти роев, собранные в обыкновенные ульи, в неблагоприятное для пчел время, обыкновенно вымирает пять, а иногда и более, тогда как в ульях моего изобретения, во время, самое неблагоприятное, едва пропадает три. 4) Люди, употребляемые для присмотра за пчелами, гораздо легче могут научится обращению с новыми ульями, нежели с обыкновенными.

Когда таким образом новая метода пчеловодства ручается нам за успех в нем, то мы весьма не можем рассчитать, до какой степени могут быть увеличены наши доходы. Это видно из помянутой выше сравнительной таблицы, которая приложена в конце сей книги. Впрочем, все, что я здесь говорю, подтверждено собственными моими опытами. Живши в последние годы в таком месте, которое наименее благоприятствует пчелам, я убедился, что во всяком месте и в самые критические годы, весьма удобно содержать пчел в улье моего изобретения.

Так на примере 1825 года, по причине холодного и дождливого лета, 1827 по засухе и чрезвычайным жарам, а 1828 по неурожаю медовых растений, причинили большие убытки в чужих пчельниках; мой же пчельник доставлял мне и в означенные годы по сто процентов. Хотя сие от части должны отнести и к превосходству лесных пчел, однако столь значительная прибыль, в неудачном месте и в неблагоприятное время, доказывает, как велики те доходы, которые усовершенствованное пчеловодство доставить нам может.

Размножение пчел удобностью и скоростью своей гораздо превосходит разведение всякого другого рода домашних животных. Ибо, в продолжении того самого времени, пока хозяин дождется расплода от своих коров, овец и т. д., рой пчел, в хорошем положении и с умением содержимым, окажется несравненно плодовитее. Из совершенствованного улья, в 5 лет он может разместиться в 20, распложаясь каждый год. Корова, овца и т. п. производят самцов или самок: а рой пчел содержит в себе оба пола. Пчеловодам, или занимающимся пчеловодством известно, что ранний рой в благоприятствующие годы выводит от себя, спустя 5 или 6 недель, другой рой (порой); по прошествии 10 месяцев оба сия роя последственно производят другие, при вышеозначенных условиях. Из сего явствует, сколько удобно, при хорошем знании и старании, может возрастать наше пчеловодство. Скотоводство не мог бы размножить своего стада коров, овец и т. п., если бы убивал телят, ягнят и пр. или допускал их гибнуть от голода и невыгод. Старую скотину бьют, дабы сама не пала, но старых пчел, в тесном значении, до сих пор еще не знаем. Если же будем и с пчельниками обходится и впредь, как теперь с домашним скотом, то конечно не получим таких выгод, какие от них предоставляет нам сама природа.

Не в давнее время считалось в западных губерниях до 4 ½ миллионов ульев пчел. Из сего числа всякую осень истребляют 1 миллион ульев, отчасти бедных роев, а отчасти так называемых старых пчел. Но столько же или более погибает их с голоду, от худого присмотра, или неумения пчеловодов. Вот причина нынешней трудности нарочитаго размножения числа ульев. Из сего следует, что без размножения пчельников, нельзя умножить и своего с них дохода. Опыт учит, что половина пчел, размножившихся в течении благоприятных лет, погибает напрасно, в некоторых местах в худые годы. Не знающие дела приписывают такие случаи свойству хозяйства сего рода: а по суеверию, простолюдины считают колдунами.

Не говоря о местоположениях холодных и теплых, не имеющих довольно населения, можно выгодно и с большей пользой содержать во всей Российской Империи пчельных роев 110000000. Сначала положим дохода с каждого улья по 1 р., а по усовершенствовании пчеловодства, с каждого роя можно иметь по 2 р. Из сего видно, что сей пренебрегаемый источник мог бы приносить по 200000000 р. Ежегодно. При то же по всей Европе не так выгодно, как в России пчеловодство, за неимением боровок (диких пчел); во-первых: у нас сие пчелы служат большим пособием для усиления домашних; во вторых, большое население за границами препятствует размножаться пчелам.

Витвицкий, 1835 год

Читать другие статьи в разделе “Сборник статей из старинных журналов и газет связанных с пчеловодством.”