Полагаю, что многие русские пчеловоды интересуются некоторыми сведениями о пчеловодстве в Америке, сообщаемыми в «Австрийской Земледельческой газете»
О американском пчеловодстве
Пчеловодство в названной стране с каждым годом принимает все большие и большие размеры. Значительные капиталы посвящены на поднятие этого отдела промышленности. Уже не редкость встретить пчеловодов, имеющих от 2300 до 5000 ульев. Но встречаются пасеки поразительные по своим размерам. Так например, Турбер и Ко имеет пасеку в 12 000 ульев. Кроме значительного числа пасечников, при этой пасеке находится 9 столяров и несколько стекольщиков, заготовляющих рамы и ящики для пересылки меда и воска. Сверх того количества меда, которое идет на домашнее потребление, Соединенные Штаты в состоянии отпускать в продажу ежегодно до 35 милл. Фунтов меда, и, быть может, не далеко то время, когда и в этом отношении европейским производителям придется сильно посчитаться с американскими.
В прошлом 1878 году, одна только фирма доставила в Англию не менее 300 000 фунтов меду. Главная масса этой партии состояла из чистого меда, упакованного в стеклянные сосуды. До сей поры не удавалась вполне пересылка меда в сотах, так как деревянные коробки не удовлетворяли своему назначению. Но теперь Готе удалось запаковывать мед в сотах, также и в стеклянные сосуды, и первый опыт превзошел все ожидания. Вышеназванная фирма отправила в прошлом году 72 000 стеклянных сосудов с медами в сотах.
Кстати, будет упомянут, что в недавнее время открыты в Америке (в Утахе и Аризоне) громадные залежи минерального воска (озокерит) – открытие, которое, по словам американского журнала Mining-Journal, равняется по своему значению открытию пельсиванских источников нефти.
Рассуждение о американском пчеловодстве
Нам кажется, что из этого краткого очерка можно сделать следующий, утешительный для пасечников, вывод:
- Воочию убедиться, что мед может иметь громадный сбыт не только у нас, но и на иностранных рынках;
- Как следствие первого, что стоит заниматься с энергией этой отраслью промышленности, применяя все то, что выработано уже наукой и оправдалось на практике.
Совершенно другой вопрос – каким путем достигнуть подобных результатов. Нет сомнения, что условия топографические и климатические у нас, в России, вполне способствуют ведению пасечного дела. Дороговизна продукта и новые способы упаковки дают возможность отправлять его на далекие расстояния. Этому же не мало должна способствовать ежегодно увеличивающаяся сеть железных дорог. Но все эти благоприятные данные надо суметь обратить в свою пользу.
И вопрос то на вид не мудренный
Для начала – немного денег, побольше доброй воли и практичного пасечника. Первые два условия можно легко считать на лицо. Что касается до третьего, то в нем весь камень преткновения. Или вы встретите рутинера, который ничего не признает, кроме завещанного ему его отцами и дедами, и которого на основании теоретических сведений учить невозможно. Или попадется теоретик-фантазер, который кроме отлично устроенных ульев и большого убытка, вам ничего не оставит. Лица же, более развитые, знакомые основательно и на практике с пасечным делом, следящие за литературой, открытиями, выставками и пр., исподволь применяющие все новое к своим пасекам. Составляющие действительно идеал пасечника, достигают отличных результатов, но в большинстве случаев – хозяева самих пасек, любят пасеку как свое детище. Привязаны к данной местности социальным положением и ни к кому в пасеки не пойдут.
Но именно только такой практик-теоретик, или же один из лучших его учеников-практиков, и нужен для землевладельца, желающего у себя повести пасеку на разумных началах.
Но где они, эти пасечники?
Покуда этот вопрос не будет разрешен, а разрешен он будет вероятно не иначе как устройством пасечных школ, в которых практика должна иметь наибольшее место. Трудно будет заводить себе хорошо устроенные пасеки, а заводить их с полуглухим дедом во главе – не выгодно.
Требовать же от сельского хозяина, чтобы он сам изучил это дело и формировал себе пасечников – неосновательно. Так как изучить его не легко, да надо ведь на чем-нибудь учиться. Кроме того, при большом хозяйстве время не позволит посвятить себя одному пчелиному царству.
Результаты же удачного разрешения этого вопроса должны быть для нашего отечества громадны.
Прежде всего, поднятие отрасли промышленности увеличило бы благосостояние крестьянского населения.
Убедившись воочию на пасеке соседа-землевладельца в выгодности результатов, добытых применением новых открытий и научных данных, и крестьян-пасечник стал бы понемногу улучшать свою пасеку. При удаче – у него по всей вероятности увеличилось бы и число пасек, а поставить их еще, слава Богу, найдется место для Руси.
В заключение позволим себе предложить вопрос тем лицам и обществам, которые специально следят за развитием пчеловодства. Нет ли уже теперь возможности пригласить пасечника, который соответствовал бы современным требованиям хорошо устроенной пасеки?
Весьма интересно и поучительно было бы также, если бы означенные выше лица поделились, на страницах «Земледельческой газеты», теми сведениями, которые они имеют о развитии пчеловодства в Америке. О типах употребляемых там ульев, о хранении их зимой, а также в особенности, о способах укладки при дальних транспортировках. Наибольшего внимание при этом заслуживают стеклянные ящики для меда в сотах.
Барон к. Рауш-ф.-Траубенберг Н.Оскол, г. Курской
Читать другие статьи