О торговле медом в Москве и о мерах к развитию пчеловодства
Мед появляется в продаже в Москве, да и вообще по всей России, 1-го августа, т.е. с началом Успенского поста, первое воскресенье которого зовется медовым Спасом.
Раньше этого времени его редко где можно встретить, потому что только 1-го августа производится в церквах освещение меда, после чего и считается дозволительным его употреблению.
Не смотря на хороший урожай меда в этом 1893 году, цены на мед, по крайней мере в Москве, стояли нисколько не ниже, чем в предшествующие, неблагоприятные для медосбора годы. Хорошие гастрономические магазины Москвы, где только и можно найти красивый и чистый сотовый мед в ящичках, продавали последний по 50 к., а большею частью по 60 коп. за фунт. Причина несоответствия цены меда с величиною медосбора лежит в отсутствии специальных магазинов, торгующих медом круглый год. Производство продажи меда из общих колониальных лавок и гастрономических магазинов. Притом весьма немногих и только в известное время года, создает как бы монополию, с соразмерно повышающую цену меда.
Меры к уменьшению стоимости меда
Правда, в Москве существуете несколько лавок, торгующих круглый год, но они ведут главным образом оптовую торговлю и мало известны публике. При таких условиях меда сбывается в несколько раз меньше, чем бы это могло быть. А ограниченное потребление меда, который появляется на столе лишь в медовый Спас, как лакомство, заграждает доступ на рынок более дешевому меду из местностей, могущих доставлять его с выгодою для себя. Не только по 16 р. и 12 р.,но и по 7 р. за пуд, каковую цену оптовые торговцы предлагают теперь за хороший спущенный мед. Поэтому было бы весьма желательно, если бы пчеловоду удалось стать в непосредственное сношение с потребителями, минуя слишком дорогих посредников.
Опыт
Лучшим средством для этого было бы устройство специального медового рынка, в роде существующего напр. в Одессе, —рынка, приуроченного к 1-муавгуста. При существовании подобного рынка цены действительно могли бы определяться отношением спроса к предложению. И цены эти, несомненно, были бы ниже тех, какие теперь приходится платить за мед в различные магазины и лавки. Правда, в Москве довольно много меда сбывается на так называемом грибном рынке. Который открывается в первый день недели Великого поста, — но это рынок не специально медовый. И если все таки на нем сбываются большие количества меда, то это указываете только на то, что в публике действительно есть потребность в меде. При условии более низкой на него цены, иначе —при отсутствии слишком дорогих посредников.
Если таким образом, с одной стороны, в незначительном потреблении меда является виноватым отсутствие правильной постановки торговли медом, не организация рынка, отсутствие на рынке дешевого меда. То с другой стороны это же малое потребление меда объясняется и не особенно высоким качеством обращающаяся в продаже меда, за который тем не менее платится высокая цена.
О меде
Для широкого распространения потребления меда необходимо, чтобы он являлся действительно здоровым и вкусным продуктом, а не тем неприятным товаром, каким представляется мед гуртовой и сотовый мед в старых вощинах. Так как производство сотового и особенно секционного меда является для пчеловодов вообще трудным и дорогим делом. То желательно распространение добывания жидкого центробежного меда. Конечно, из сотового меда желателен только мед в секциях, так как последний можно пересылать на большие расстояния, без большого риска за их порчу. Но во всяком случае пчеловоды не должны особенно увлекаться производством секционного меда. Ибо во-первых, не смотря на более высокие на него цены, пчеловод получает его меньше, нежели меда центробежного. Во-вторых, укупорка пуда такого меда стоит не менее 1 р. 20 к., укупорка же жидкого меда, который уже закристаллизовался, не более 20— 30 коп.
Наконец, при пересылке последнего рода меда нет никакого риска, который в настоящих высоких ценах на мед несомненно играет свою роль. Этот риск испортить сотовый мед удерживает пчеловодов от пересылки его на большие расстояния, из отдаленных местностей, где естественно он дешевле.
Поэтому на московском рынке, во время наиболее ходкой торговли медом, т. е. в Успенский пост, является главным образом мед иногородних пчеловодов, по весьма понятным причинам не могущих дешево продавать мед, да и не имеющих в этом надобности, в виду отсутствия конкуренции.
Кроме того, способность меда кристаллизоваться служит лучшей гарантией его чистоты. Сотовый же мед легко фальсифицировать, скармливая пчелам сахарный сироп и прибавляя в него каких-либо духов. Понятно, пчелы сложат его в ячейки и запечатают, как и нектар, собираемый ими с цветов. От такого производства меда будет страдать, если не здоровье, то в сильной степени карман покупателя, потому что у нас фунт меда при всяких условиях стоит дороже фунта сахара.
Главные причины тормоза – разнообразие взглядов
Производство хорошего жидкого меда необходимо предполагает употребление центробежек и рамочных ульев. Одним из главных тормозов к введению последних в пчеловодную практику является бесконечное разнообразие взглядов на преимущества тех или других систем ульев. Эта же последняя причина в значительной степени мешает положить начало механическому изготовлению ульев на специальных машинах, чрезвычайно удешевляющих стоимость производства. Было бы в высшей степени желательным составление, напр , хоть акционерной компании для производства всего, что касается пчеловодства; можно быть уверенным, что всякие затраты на это предприятие окупятся с лихвой.
Города, даже такие крупные, как Москва, не могут служить для пчеловодства предметом слишком широких ожиданий. Но, несомненно, более правильная постановка торговли продуктами пчеловодства внесет в нее более света и справедливости и действительно создаст для них рынок и уничтожит тот бестолковый способ купли-продажи, который наблюдается в настоящее время. Машинное же производство ульев даст возможность появиться на рынке хорошему дешевому меду из местностей, могущих производить его дешево; низкая же цена, вызывая более усиленное потреблению меда, будет способствовать еще большему распространенно и укреплению пчеловодства.
Н. В. Петров. Петровская сел. -хоз. академия.